Перевести страницу

Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

О роли учителя в китайской традиции

Когда говорят о философии Чань, то сразу вспоминается основной принцип передачи этой традиции – “от сердца к сердцу, от состояния Учителя к состоянию ученика”. Таким образом, в самой основе изучения Чань и шаолиньского кунг-фу заложена необходимость присутствия Учителя. Эта традиция существует в Китае на протяжении веков и передается из поколение в поколение. Встретить своего Учителя – это большая удача и большое счастье в жизни, но в то же время и большая ответственность.

Кто же такой Учитель в китайской традиции, и какова его роль? Здесь уместнее употреблять китайское слово Шифу (Shifu, 師父), поскольку оно лучше отражает суть понятия Учитель. “Шифу” переводится с китайского одновременно как учитель и отец. Т.е. это намного более глубокое понятие, чем просто учитель в школе или тренер в спортивной секции. В Китае есть пословица: “один день я у тебя учусь – всю жизнь ты для меня отец”. Т.е. роль Учителя для ученика сродни роли отца – он учит не только и не столько приемам и практикам кунг-фу, сколько является наставником по жизни. При этом зачастую знания передаются ученикам не в виде готовых рецептов или наставлений, как правильно жить и думать, а в виде опыта, который ученики перенимают у Учителя в процессе совместных занятий или просто разговоров. Учитель прежде всего передает мировоззрение наполненной пустоты, отношение к жизни, которые соответствуют принципам Чань. Он является не эталоном, а проводником по Пути, выполняя роль своеобразного маяка, который в нужный момент (индивидуальный для каждого) подсказывает ученику правильную дорогу. Но идти по Пути ученик должен сам, Учитель только показывает ему “карту местности”.

Что такое Чань, невозможно передать словами, это можно только почувствовать, и точно так же принципам Чань невозможно научить, этому можно только научиться. А для этого нужно доверять Учителю, слушать и слышать его и тренироваться регулярно. В Китае говорят, что в настоящем искусстве “нет правил”. Т.е. нет единой схемы или готового рецепта достижения просветления, нет даже какой-то одной конечной цели, есть только Путь, у каждого свой. И чтобы идти по этому Пути, не сбиваясь, нужно “прямо смотреть”, т.е. воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле, а не через призму своего искажающего ума или культурных стереотипов. Учитель показывает ученику на примере собственного опыта, как можно достичь или не достичь тишины в сердце и уме, когда все становится понятно и легко. Очень хорошо о роли Учителя высказался китаевед В.В. Малявин: “Что же делает учитель? Буквально ничего, точнее — ничего лишнего. Он только «оставляет себя» и тем самым дает всему быть”. “Оставить себя” означает не концентрироваться на своем Я, не придумывать новых теорий, не гнаться за внешними признаками, а просто жить, транслируя через себя накопленный веками опыт и даря возможность ученикам прикоснуться к этому опыту.

Главная задача Учителя – хранить и передавать традицию, различными способами показывая, как окружающие люди могут идти по Пути. При этом Учитель не обязательно является эталоном добродетели всегда и во всем, поскольку это прежде всего живой человек, а человеку свойственно ошибаться. Однако, Учитель всегда готов к изменениям в соответствии с изменениями самой жизни. Отличительная черта Учителя – это целостность и гармоничность его личности, спокойное принятие баланса Инь и Янь (черного и белого, хорошего и не очень хорошего) в своей жизни. “Если каждый день есть вкуснейший шоколадный торт, то очень скоро он перестанет казаться вкусным, а затем станет очень не вкусным”. В мире все постоянно меняется (“если сейчас хорошо, то понятно, что так будет не всегда, но если сейчас плохо, то это тоже скоро изменится и станет хорошо”), и нужно уметь следовать этим изменениям, оставаясь спокойным внутри.

Как же найти настоящего Учителя? Можно сказать, что это Судьба. Но в то же время в традиции Чань-буддизма считается, что человек должен прикладывать усилия к тому, чтобы его Судьба реализовалась. Учителя обычно встречают те, кто ищет. Распознать Учителя можно по тому, что вы чувствуете, находясь рядом с ним. Присутствие настоящего мастера ощущается также на расстоянии. Встречаясь с Учителем, ученик начинает путь к себе, к своей изначальной природе, к постижению Чань. В.В. Малявин о встрече с Учителем пишет так: “Подражать ему бессмысленно. Можно только натолкнуться на него и… начать самому жить воистину”, - очень точные слова. Найти Учителя – большое счастье, но нужно помнить о том, что это одновременно и большая ответственность. Тот, кто вступил на Путь рядом с Учителем, должен стараться следовать в своей жизни принципам Чань, помогать людям вокруг, стремиться к спокойствию внутри и регулярно заниматься.

Как было сказано выше, отношения Учителя и учеников в китайской традиции являются очень близкими, практически семейными. Все ученики составляют одну большую семью, в которой Учитель, как отец, служит непререкаемым авторитетом и пользуется всеобщим уважением. Однако, Учитель не должен становиться “кумиром” для ученика. В традиции Чань-буддизма считается, что истинное спокойствие сердца и ума можно достичь, когда нет внешних привязанностей. Привязанность означает, что мы боимся что-то потерять, а значит, не можем чувствовать себя спокойно. Свобода и спокойствие – это когда можно дарить окружающим людям тепло и любовь, идя рядом с ними, но, если ваши пути расходятся, то нужно быть готовым легко отпустить желания и свернуть на свою дорогу, чувствуя в сердце не боль расставания, а благодарность за то время, что вы были вместе. Так же и с Учителем – он лишь указывает Путь и помогает сделать первые шаги, но в дальнейшем ученик должен продвигаться вперед самостоятельно и быть достойным своего Учителя.

За тысячелетия основное не изменилось

……….. "Путь к цели неизмерим, - возразил он, - что для него недели, месяцы и годы?" - "Но если мне придется остановиться на полпути? " - спросил я. "Если вы действительно освободитесь от своего "я", можно будет прерваться в любое время. Так что упражняйтесь!"

Таким образом, все началось сначала, словно до сих пор изученное стало вдруг непригодным. Но ненамеренного пребывания в максимальном напряжении достичь так и не удавалось, как будто я никак не мог выбраться из наезженной колеи.

Однажды я спросил мастера: "А как вообще можно выстрелить, если я не стреляю?" - "Стреляет "оно"", - ответил он. "Это я слышал уже неоднократно и теперь должен спросить по-другому: как я могу, забыв о себе, ждать выстрела, если меня как такового при этом вообще не должно быть?" - "В максимальном напряжении пребывает "оно"". - "И кто или что это "оно"?" - "Когда вы это поймете, я уже буду вам не нужен. А если бы я хотел помочь вам выйти на верный путь, избавив вас от приобретения вашего собственного опыта, я был бы самым плохим из всех учителей и заслуживал бы только одного - чтобы меня выгнали. Так что давайте не говорить, а тренироваться!"

Прошли недели, а я нисколько не продвинулся вперед. Зато обнаружил, что меня это ничуть не волнует. Может быть, я просто устал от всего этого? Изучу я это искусство или нет, узнаю ли, что имел в виду мастер под словом "оно" или нет, найду свой путь к дзэн или нет - все это впервые показалось мне настолько далеким, настолько неважным, что перестало меня тревожить. Много раз я собирался рассказать об этом мастеру, но как только оказывался рядом с ним, мужество тут же покидало меня; я был убежден, что не услышу от него ничего, кроме настойчиво повторяемого: "Не задавайте вопросов, а упражняйтесь!" Так что я оставил вопросы, а охотнее всего оставил бы и упражнения, если бы мастер был не столь строг и последователен на пути наставничества. Я жил одним днем, работал, и даже то обстоятельство, что мне стало безразлично все, к чему я так стремился в течение многих лет, не огорчало меня. И вот однажды после выстрела мастер сделал глубокий поклон и прервал занятие. "Только что выстрелило "оно"!" - произнес он, когда я, ничего не понимая, на него уставился. Осознав наконец, что он имеет в виду, я не мог скрыть своей радости.

"То, что я сказал, - пожурил меня мастер, - было не похвалой, а только констатацией факта, и это не должно вас затрагивать. Я поклонился не вам - вы не имеете никакого отношения к этому выстрелу. На этот раз вы, полностью забыв о самом себе и абсолютно ненамеренно, пребывали в максимальном напряжении; и тогда выстрел отпал от вас, как спелый плод. Так что продолжайте упражнения, как будто ничего не произошло.

Только спустя некоторое время выстрелы иногда начали удаваться, и мастер отмечал их глубоким поклоном. Как получалось, что все происходило без моего участия, как бы само по себе, я тогда объяснить не мог, да и сейчас не могу. Факт есть факт, это было, и только это имеет значение. Но самостоятельно отличать удачные выстрелы от неудачных мне удалось научиться. Качественное различие между ними столь велико, что его нельзя не заметить. Внешне, для зрителя, правильный выстрел отмечается тем, что толчок не вызывает сотрясения тела. После неудачного выстрела выдох подобен взрыву, сделать вдох достаточно быстро невозможно. При правильном выстреле выдох происходит без помех, а вдох производится спокойно, без всякой спешки. Сердце бьется равномерно, а ненарушенная концентрация позволяет сразу же перейти к следующему выстрелу. Внутренне, у самого стрелка, правильные выстрелы вызывают такое ощущение, как будто день только начался. После них он чувствует склонность к благому деянию и - что, возможно, еще более важно - к благому недеянию. Это чрезвычайно приятное состояние. "Но тому, кто его достиг, - с тонкой улыбкой предупреждает мастер, - будет полезно пребывать в нем так, как будто он в нем не пребывает. Оно неизменно возвращается лишь к тому, кто способен сохранять душевное равновесие" …………..


«Дзен и искусство стрельбы из лука» Е.Херригель


Метание ножа, как инструмент для изучения психики человека и её изменения.

Для большинства людей метание ножа - это навык, в совершенстве которым владеют только избранные, циркачи, военные и мастера различных единоборств. И сложилось мнение, что научиться метать нож очень сложно и не всем дано. Хочу уверить Вас - метать нож может научиться любой человек, который пробовал бросать какие либо предметы, камни, мячи. Нужно только  знать основные правила метания ножа и заставить себя придерживаться этих правил. Рассмотрим процесс метания ножа более детально. Для того чтобы нож пришел острием в цель нужно уметь управлять его полетом, нож должен вылетать из хвата как пуля из ствола пистолета. Если сравнить пулю с ножом, то стволом будут являться пальцы прижимающие нож к ладони. И так первое правило: пальцы при вылете ножа не должны разжиматься, задавая при этом направление. Если пальцы будут разжиматься нож будет вылетать непредсказуемо, неуправляемо.

В обыдинной жизни, для того чтобы избавиться от предмета, люди привыкли разжимать пальцы. Ставят стакан на стол - разжимают пальцы, открывают дверь -   разжимают пальцы, чтобы отпустить дверную ручку, и соответственно, бросая предметы, разжимают пальцы, чтобы он вылетел. Годами выработанный рефлекс не позволяет не разжимать пальцы при метании ножа. Но с помощью, специально разработанных в нашей Школе, психофизических упражнений можно выработать новый рефлекс, именно для этого действия - метания ножа.

С самым важным моментом, в управление ножа при метании, разобрались, чуть позже мы к этому еще вернемся.

Теперь о разгоне ножа. Если разгон пули по стволу происходит за счет возгорания пороха, и ствол при стрельбе из пистолета нужно стараться удерживать в статичном положении по направлению к цели, то в метание ножа ствол (состоящий из пальцев и ладони) нужно быстро перемещать по направлению к цели. Представим это как будто нужно вытряхнуть пулю из ствола пистолета, при этом нужно рассчитать угол и точку положения ствола при вылете, так чтобы снаряд полетел точно по направлению к цели.

Существуют две основные техники разгона ножа.

Первая - тянущая (классическая), вторая - толкающая (цирковая). Исходя из этих двух техник разгона, метание ножа подразделяется еще и на методы и стили.

Но подробно об этом мы расскажем чуть позже, а сейчас немного истории.


В Египте был найден рисунок, на котором был изображен воин с несколькими предметами, схожими с ножами. Так как ножи были одинаковой формы и размера, можно предположить, что они предназначались для метания. Так же можно предположить, что древние люди бросали камни так, чтобы они ударялись в цель острым краем, нанося тем самым глубокие раны. Здесь же нужно уточнить, что не мало важно было бросить камень так, чтобы скорость его полета была максимально высокой. В Тибете воины для метания ножа, копья и стрельбы из лука использовали одну единую технику. Основа этой техники - ЭУД (энергия упругой деформации). Другими словами для того чтобы метнуть нож нужно растянуть сухожилия, тянущими мышцами (спина, ноги), как тетиву лука, и быстро расслабиться не напрягая толкающие мышцы (трицепс). Это и есть тянущая (классическая) техника метания ножа, когда нож вытягивается из за оси тела. При такой технике метания достигается максимальная скорость разгона ножа и как следствие высокая скорость полета ножа, что в древние времена было очень важно для поражения цели.

Навыки метания ножа широко применялись в поединках на холодном оружии. Обладающий таким навыком имел большое преимущество, в схватке с равным себе противником в фехтовании.

С появлением огнестрельного оружия метание предметов, потеряло свое основное значение (поражение противника на расстоянии). В некоторых школах боевых искусств, метание ножа продолжалось использоваться в виде дополнительной физической подготовки, для того чтобы научить использовать ЭУД (тянущую технику) при нанесении ударов, так как только за счет ЭУД, можно достичь высокой скорости разгона.

Так же нужно отметить, что метание ножа использовалось, как техника медитативной визуализации для достижения осознанности (возможности длительное время концентрировать внимание на процессах). Приход ножа в цель, как лакмусовая бумага показывает уровень концентрации. Так как метание ножа в большей части - это психический процесс, то он требует нахождения метателя в состоянии нуля, в сбалансированном состоянии. Это процесс требующий хладнокровия.  

Множество мыслей, беспрестанно вращающихся в голове, требуют постоянного внимания, отвлекая от основной цели. Успокоить ум и обрести гармонию помогает метание ножа.


Метание ножа окончательно не исчезло и не исчезнет. Метать нож можно не углубляясь во внутренние процессы, происходящие в подсознании и в теле. Метать нож можно выполняя только внешнее действие, позволяющее достичь только определенного результата. Например: метать нож только с одной определенной дистанции, использовать специальный нож (определенной формы, длины и веса), метать нож толкательной (цирковой) техникой более привычной, простой и понятной для подсознания человека.

Цель такого метания ножа - развлечение.

Как Вы уже догадались в толкательной (цирковой) технике разгон ножа происходит перед собой, за счет толкающих мышц. При метании ножа в развлекательных целях не требуется высокая скорость полета ножа, и поэтому на манеже Цирка не применяют тянущую (классическую) технику.


Разберем более подробно метод безоборотного метания ножа в стиле Ахмаду, которому мы обучаем в нашей Школе. В основе этого стиля лежит классическая техника разгона ножа.

В нашей Школе безоборотного метания ножа прежде всего уделяют внимание внутренним процессам, происходящим в человеке, при метании ножа.

Человек - это биоробот, со встроенным компьютером, и в компьютер этот зашита простейшая и наиболее привычная программа управления движениями тела. Так как человек  стремился к комфорту, он постепенно потерял более сложные программы управления движениями тела. Отпала потребность быстро и долго передвигаться, отпала потребность метать копья, искусно владеть клинковым оружием. В движениях современного человека нет былой легкости, естественности древнего.

Обучение, в нашей Школе, классической технике метания - это перепрошивка компьютера, установка новой, более сложной программы в основе которой лежит эмоциональное спокойствие и естественность движений.


Как проявляет себя старая программа в начале обучения?

Так как нож нужно воткнуть, головной мозг придает данному процессу особый статус, повышенную важность.

Как следствие начинает возрастать напряжение во всех мышцах, в том числе и в тех, которые не должны участвовать при разгоне ножа в классической технике.

Важность процесса повышается от сильного желания положительного результата или из за страха перед отрицательным результатом.

Появляется сильная зависимость от результата.


Мы учим людей не зависеть от поставленной цели, а спокойно двигаться к ней, постепенно концентрируясь на множестве составляющих из которых и складывается путь к конечному результату.

Мы помогаем людям обрести контроль над своим телом и разумом.


Наиль Ахмаду

Как выбрать метательный нож для обучения?


Человек, решивший научиться самостоятельно метанию ножей, сталкивается с множеством непростых для него вопросов.

Как выбрать метательный нож для обучения? Какой формы? Из какой стали? Какими ножами начинать обучение, чтобы прогресс шел быстрее: тяжелыми или легкими, короткими или длинными? Сколько ножей нужно для тренировки?

Господа начинающие метатели, в этой статье, на эти вопросы я постараюсь ответить, как говорится, со своей колокольни, опираясь на свой опыт в метании и обучении. Так как я метаю нож только хватом за рукоять безоборотным методом, вести разговор о метании ножа с точки зрения «хватом за клинок» не буду.

Первым моим метательным ножом был «Кром», и метал я его, не зная, как надо правильно это делать. Соответственно, какое-то время уходило «на пристрелку», о том, что нож с первого раза может приходить в стенд и мысли не было. Но уже тогда, когда я только начинал делать первые шаги в метании ножа, я понял, что торчащие уголки на головке рукояти – это зло. Они постоянно цеплялись за пальцы и ладонь при сходе ножа, и эти зацепы сказывались на конечном результате (зацепился, не воткнулся). Спилил уголки - и стало полегче. Это сейчас я могу метать ножи с рукоятью любой формы, научился адаптировать хват под любую рукоять, и тем не менее, тренируюсь ножами, комфортными для пальцев в хвате. Пальцы решают все - как должен лететь нож, под каким углом вылетать, с какой скорость вращаться или не вращаться вообще, и при обучении пальцам не должны мешать никакие выступы, уголки и углубления. Этот нож «Кром» до сих пор жив, только выглядит он по-другому, я из него сделал свой первый нож "АН-1 малый". От «Крома» остались только дол на клинке и отверстия на рукояти.

Нож «Вятич» привлек меня стремительной формой клинка. При метании проникает глубоко в стенд, даже при умеренной скорости полета ножа, что не может не доставлять удовольствия начинающему метателю. Но у этого ножа центр масс смещен к рукояти, а управлять ножом с тяжелой рукоятью менее комфортно, поэтому при метании «Вятича» мне приходилось смещать хват ближе к головке рукояти. Метать нож надо так, чтобы он сам вырывался из хвата, клинок должен вытягивать рукоять с пальцев. А так как я метаю нож полным хватом, с упором головки ножа в основание ладони, хватом, который используют в большинстве школ ножевого боя, то смещение хвата и отрыв от основания ладони доставляло определенный дискомфорт, из-за того что нож при разгоне все время пытался разболтаться в хвате. Расширение ближе к головке рукояти на «Вятиче» помогает удерживать нож при скоростных замахах, но есть еще один минус – это угловатые края головки рукояти, которые мешают управлять ножом при сходе. Но, так как я влюбился в проникаемый клинок этого ножа, то «брюки превратились в элегантные шорты»: сточил углы, просверлил отверстия - тем самым облегчил рукоять и изменил ее форму. Так появился мой второй нож "АН-1 большой".

Но больше всех мне нравилось метать нож «Осетр-2» от ножевой студии «Харалугъ». Нареканий по этому ножу у меня нет, разве что узковатая рукоять относительно клинка. Так как я начал практиковаться в скоростном замахе для увеличения скорости разгона и для уменьшения времени всего процесса метания, от начала замаха до входа ножа в стенд, мне пришлось на базе «Осетра» сделать свой третий нож "АН-2 большой". Уменьшил ширину клинка и увеличил длину острия, нож стал более проникаемым. Изменил форму рукояти, стало легче удерживать нож при скоростном замахе, скорость замаха увеличилась, так как рука стала меньше напрягаться для удержания ножа в хвате.

Из какой стали? С недавних пор, для своих ножей, я выбрал стали: 40Х13, 65Х13, 95Х13. Это нержавеющие стали. Раньше мои ножи изготавливались из 30ХГСА, но как-то она поднадоела своей коррозией - ржавеет. В основном, качество зависит от производителя ножа, а не от стали. Если производитель дает гарантию, значит, нож выдержит, не согнется и не сломается.

Какими легче научиться: тежелыми или легкими? Я использую для обучения два комплекта ножей, один весом от 250 гр до 300 гр и второй от 150 гр до 200 гр (+- 10 гр) в зависимости от массы тела ученика. Сам тренируюсь ножами 250 гр, 200 гр и 150 гр. С 250-и граммовыми оттачиваю технику управления ножом, со 150-и граммовыми – технику разгона ножа, ну а 200-т граммовыми метаю для удовольствия. Ножи с очень малым весом и гвозди метаю по настроению. Ножи весом 300 гр и выше метаю редко, потому что устаю не от метания, а от вынимания этих «топоров» из стенда.

Какой длины должны быть ножи? Для обучения метанию безоборотным методом длина ножа должна быть не менее 190 мм и не более 260 мм, если у метателя средний размер ладони.

Сколько ножей нужно для тренировки? Количество ножей должно быть не менее трех, соответственно 3 легких и 3 тяжелых. А максимальное количество ножей каждый выбирает по степени комфортности. Больше ножей, меньше подходов к стенду. Я тренируюсь тремя ножами одной массы или 3-мя тяжелыми и 3-мя легкими одновременно.

Как выбрать метательный нож для обучения? Очень просто. Находим на ноже центр масс, кладем указательный палец на обух ножа, так, чтобы подушечка указательного пальца находилась в районе центра масс. Если указательный палец плотно ложится на обух ножа, то нож подходит для обучения. Если же указательный палец не ложится плотно на обух из-за всевозможных выемок и выпуклостей, то такой нож не подойдет для обучения. Также для обучения не подойдет нож с шириной рукояти (в самом узком месте) менее 21-го мм. Не обязательно, но желательно, чтобы толщина ножа была не менее 5-ти миллиметров.


Наиль Ахмаду

Боевое искусство - Маг-цзал

Тибетские воинские искусства, - пожалуй, одна из самых мифологизированных тем дающая повод различным мистификациям и вымыслам.
Суровая природа Тибета, где человек ежедневно был вынужден бороться за своё существование, сделала тибетцев отличными воинами - сильными, выносливыми, бесстрашными. Воинское искусство тибетцев было столь совершенно, что китайцы считали его даром неких старцев-небожителей, которые, якобы, и обучали тибетцев.
В действительности же всё обстояло гораздо проще. Тибетцы всегда были открыты к знаниям других народов. Тибетское государство находилось на пересечении трёх древнейших цивилизаций: индийской, китайской и среднеазиатской, знания которых и по сей день вызывают восхищение. Через Тибет проходили оживленные торговые маршруты, по которым шли не только купеческие караваны, но и великие Учителя и ученые древности.
Воины Тибета получали знания и от индийских воинов-кшатриев, и от конников Средней Азии, и от самих китайских полководцев, родоначальников научного подхода к стратегии и тактике ведения войны. Не удивительно, что, имея такой мощный теоретический и практический фундамент, как в стратегии ведения боя, так и в психофизической подготовке своих воинов, тибетские военачальники одерживали одну победу за другой.
В начале XIII века в Тибет вторгается армия Чингисхана. Хотя монголы легко завоевывают ослабленный междоусобными войнами Тибет, однако, они не находят там не только каких-либо сокровищ, но даже и пищи для своих лошадей и воинов. Победоносная монгольская армия потеряла в Тибете тысячи своих солдат без всяких сражений: голод и холод косили захватчиков надёжнее всякого оружия. И в тот момент, когда монголы готовы были покинуть Тибет, мудрые тибетцы предложили им свои истинные сокровища - Учителей-лам. За всю историю человечества это, пожалуй, единственный случай, когда покоренное государство платит дань не золотом или имуществом, а учеными монахами! Прошло совсем немного времени, и побеждённые стали победителями: монголы не только приняли буддизм, но и стали главными покровителями Тибета.
Само собой разумеется, что столь длительный период культурного обмена между Тибетом и Китаем не мог не отразиться и на такой сфере, как воинские искусства. Однако, если о китайских Школах воинского искусства известно уже довольно много, то о тибетских боевых системах, объединенных общим названием маг-цзал ("воинское искусство"), известно чрезвычайно мало. Вызвано это двумя главными причинами. Во-первых, в силу закрытости для европейцев Тибета, его культура стала объектом серьёзного всестороннего исследования лишь в последние сорок лет, когда тысячи тибетцев вынуждены были покинуть Тибет в связи с его оккупацией коммунистическим Китаем.
Второй важной причиной, по которой воинские искусства Тибета лишь теперь становятся достоянием гласности, является среда, в которой они развивались. В отличие от Китая, на протяжении столетий потрясаемого междоусобными войнами и народными восстаниями, история Тибета отличалась внутренней стабильностью, особенно после установления там в XVI веке теократического правления Далай-лам. В связи с этим не возникало и необходимости в широком распространении воинских искусств в народной среде. Уже после нашествия монголов Тибет не вёл никаких серьёзных войн, ввиду чего количество профессиональных воинов-тибетцев было крайне невелико.
Воинское искусство Тибета, как и воинские искусства других стран, условно можно разделить на три ветви: монастырскую, воинскую и мирскую.
К монастырской ветви относятся все те системы маг-цзал, которые ставят своей целью всестороннее совершенствование адепта в соответствии с целями буддизма. При этом прикладной аспект воинского искусства, его боевая эффективность, является не целью, а лишь средством для достижения главной цели каждого буддиста - состояния просветления.
Воинская ветвь включает в себя все те системы, целью которых является подготовка профессиональных воинов. Причем, это могут быть не только профессиональные солдаты и телохранители, но и монахи - охранники монастыря. Главным оружием монахов были крепкий деревянный или железный посох, нож и тяжёлая связка монастырских ключей. Однако, в случае серьёзного нападения на монастырь, монахи вооружались мечами, копьями, алебардами и луками, которыми они также обучались владеть.
Во время внутримонастырских соревнований монахи военизированных отрядов соревновались в поднятии тяжестей, метании камней и кинжалов, беге и рукопашном бое. Устраивались бои не только между собой, но и между мирянами и монахами.
Мирская ветвь является направлением маг-цзал, в котором главным аспектом является самооборона. "Потребителями" этого направления являлись в основном миряне, чья деятельность была связана с риском нападения или насилия. В первую очередь - это купцы, пастухи и паломники. Поскольку целью мирской ветви систем воинского искусства является лишь элементарная самооборона, то главный упор в них делается на обучение техники боя, не требующей особой физической и психической подготовки, и доступной для любого здорового человека.
Основой, на которую в своих занятиях опирались практически все настоящие мастера маг-цзал, являлись глубокие знания тибетской медицины. Врач в Тибете был не просто лекарем, но и ламой очень высокого уровня духовного посвящения, владеющим в совершенстве не только чисто медицинскими знаниями, но и различными видами мистических практик. Широко использовались методы гипноза. Нередко лама обучал больного и специальным медитативным практикам, призванным изменить его сознание с целью устранения психосоматических корней болезни и стимуляции резервных сил организма.
Обычные способности человека, такие, например, как осязание и зрение, также развивались до невероятного уровня. Даже начинающий врач должен был различать не менее 108 разновидностей пульса и по нему определять нарушения в организме больного. Опытные же ламы различали их более 1000! Что же касается зрения, то опытный тибетский врач развивал его до такой степени, что мог делать микрохирургические операции без всякой оптики.
Особое внимание уделялось профилактике заболеваний. При этом упор делался на повышении защитных сил организма, выведению из него шлаков, предотвращению процессов старения. Для этого использовалось пять взаимосвязанных элементов: образ жизни, процедуры, лекарства (к которым относилось и питание), медитации и гимнастические упражнения.
В своем стремлении избавить человека от страданий болезней, старческой немощи и преждевременной смерти тибетские мастера врачевания и воинского искусства всегда шли рука об руку. Нередко воин и врач объединялись в одном лице, поскольку упражнения маг-цзал являлось не только смертоносной системой боя, но и прекрасной формой оздоровительной практики, позволявшей сохранять тело сильным, гибким и здоровым до глубокой старости.

Метание ножа. Классическая техника.

Метание ножа «классическим» способом заключается в том как происходит разгон. Разгон ножа после замаха осуществляется по прямой, кратчайшей до цели. Существует несколько способов разгона ножа «по прямой», но самый распространенный идентичен с разгоном копья.

 

Разгон «по прямой» позволяет придать ножу наибольшую скорость, так как нож вытягивается за счет напряжения мышц тела и ног, а не толкается при помощи напряжения мышц руки. Напряженные мышцы рук при толкании ножа снижают скорость разгона.

 

Высокая скорость полета ножа, возможно, не актуальна в современном спортивном метании, и большинство спортсменов разгоняют нож «по дуге», как это делают цирковые актеры, но классическую технику метания (разгона) ножа применяют по прежнему, иногда под другими названиями.

На данный момент не существует четкой терминологии, используемой для классификации техник метания ножа. Классифицировать же их можно следующим способом:

  • По хвату: за клинок, за рукоять, за кончик клинка, за кончик рукояти, по обуху, по плоскости, тремя пальцами и т.д.
  • По методу: безоборотно, оборотно (в пол-оборота можно отнести и к этим, и к тем).
  • По способу: снизу, сверху, сбоку к корпусу, сбоку от корпуса.

Все вышеперечисленные способы, методы и хваты можно комбинировать друг с другом в зависимости от того насколько это удобно и целесообразно в определенный момент: для эффекта, для спорта, для души.

Из-за отсутствия четкой терминологии и классификации техник метания ножа по методу, способу, хвату, техникой метания ножа иногда называют непонятно что, и непонятно почему - именно так, во всяком случае, видится мне. Например: самая многострадальная «волновая». Без волны вообще невозможно что-либо метнуть! Так почему ее называют техникой метания?

 

Самая распространенная волна, которая присутствует всегда (независимо от того сколько других коротких волн накладывается на нее) - когда рука поднимается вверх и отводится назад, по инерции выгибается спина, напрягается поясница, одна большая волна от точек опоры в ногах до пальцев на поднятой руке. И любой метатель, одновременно с началом разгона руки с ножом, начинает возвращать поясницу на место (у детей, кстати, это более ярко выражено, так как нет массы тела и силы в руках, в отличии от взрослых, или у взрослых при метании тяжелых предметов). Короткие волны можно наложить отдельно в руке, в ногах, в кисти, в корпусе (вращение вокруг оси тела).

 

Следующая, так называемая «американка», - тут всего лишь многооборотный метод метания, при котором нож не вращается в полете вокруг продольной оси - на звание техники метания никак не тянет. Ну, дальше не буду публиковать по-фамильно и по названию городов.

 

А еще техникой, чаще «классической», называют математический расчет, средне-статистический - метание с 3-х метров в пол-оборота , с 5-и метров в один оборот.

 

Человек неискушенный во всех этих ньюансах может просто запутаться, по этому в Школе метания ножа Ахмаду классификация техник метания производится по следующей шкале, где крайними точками являются «Цирковая» и «Классическая» техники.

 

Техника метания ножа - это последовательность работы мышц, благодаря которым происходит разгон ножа. Последовательность работы мышц и сами мышцы, вовлеченные в разгон ножа, могут быть разными, отсюда и разные техники. Классифицировать технику метания ножа следует по траектории разгона ножа - разгон ножа по «прямой» и по «дуге», «классическая» техника и «цирковая».

 

«Цирковая» – жесткая стойка, как правило, изначально блокированная кисть, основная ось, вокруг которой разгоняется нож, не смещается. Основная ось может находиться в пояснице или в плече, и редко только в локте. Второстепенные оси смещаются только по направлению к мишени и не смещаются в стороны.

 

«Классическая» - разгон «по прямой» (или по минимальной дуге). Нож может разгоняться по прямой за счет ухода локтя вниз. Можно одновременно делать под-шаг вперед и уводить локоть вниз. Можно делать под-шаг в бок и вперед одновременно, не сгибая локоть. Можно присесть во время разгона. Можно наклонить корпус во время разгона.

 

При разгоне «по прямой», с помощью под-шага, уменьшается дуга и увеличивается длина разгона. Нож должен начинать сходить с пальцев на уровне локтя, в точке максимального давления пальцев на нож, пока дуга не пошла вниз.

 

«Классический» разгон позволяет увеличить скорость полета ножа при тех же энергозатратах, что и при «цирковом» разгоне.

 

Вопросы.

 

Как разогнать нож по прямой? Так как это описано выше - «Классическая» - разгон «по прямой» (или по минимальной дуге), но можно разгонять по прямой только ось кисти, это гораздо проще. Заметьте, я не говорю, что нож не вырывается под действием центробежных сил. Просто за счет смещения осей (в сторону, вниз, в обратном направлении от мишени) можно добиться разгона по прямой.

 

Есть ли такая необходимость - выдерживать чисто «классическую» или чисто «цирковую» технику? Ответить не могу, потому как с удовольствием перемешиваю эти две техники в зависимости от поставленных задач. И с удовольствием наблюдаю, как метатели создают этакие гибриды из этих двух техник.

 

Почему «классическая»? Потому что напоминает стрельбу из лука, метание копья и камня, то, что использовалось в древности, когда помимо точности, требовалась высокая скорость полета снаряда.

 

Почему «цирковая»? Потому что Цирк это действительно круто, а не потому, что можно поржать, как некоторые думают.

 

Подведение итогов.


Напоследок скажу: ни в коем случае не хочу превознести одну технику над другой - они обе мне дороги. С помощью «цирковой» техники, в чистейшем ее исполнении, я достигал наивысших результатов на тренировках по метанию на точность (бил мировые рекорды на 5-и метрах, почти на каждой тренировке). Сейчас больше тяготею к «классической» технике, она позволяет развивать высокую скорость, а по точности не уступает «цирковой».


Наиль Ахмаду

Обучение самого себя.

Продвигаться, Развиваться, Совершенствоваться, Прогрессировать, как хотите назовите, вам поможет обучение других. Обучение самого себя через третьих лиц, как это работает: С третьими лицами все понятно - это ученики или просто интересующиеся (или воображаемые интересующиеся). Первое лицо - это вы взрослый (осознанно поступающий, думающий, размышляющий), второе лицо - это вы ребенок (играющий). Вы-взрослый получили первоначальную информацию о безоборотном метании ножа в виде подводящих упражнений, отработали, научились втыкать нож в стенд. Ставите задачу увеличить дистанцию, получили упражнения, отработали, научились втыкать нож с 5-и метров и дальше. Далее ставите задачи более тонкие - скорость, точность, стабильность, легкость исполнения. Получаете упражнения, и заметьте если речь идет о развитие, то все упражнения подводящие, и некоторые упражнения являются правильными только на данном этапе обучения, и с продвижением в технике некоторые новые упражнения противоречат предыдущим. И в целом моя техника метания противоречит обще принятым представлениям. Вернемся к теме, до определенного этапа вы-взрослый и вы-ребенок движетесь вместе, но потом вы-ребенок начинает доминировать. Вы-взрослый отрабатываете новые упражнения, но сами того не замечая становитесь вы-ребенком и начинаете играть, получать удовольствие от действия и результата одновременно. Вы-ребенок ставит целью втык ножа уже известным способом, вы-взрослому уже не нравится отработанный способ, хочется большего, хочет развиваться. Но чем дальше вверх тем более осознанным нужно быть, много внутренней работы нужно проделывать. На тренировках уже нужно выполнять психические упражнения, которые помогают дольше находится в осознанном состояние, а это уже не нравится вы-ребенку. Один из способов, который помогает дольше находиться в состоянии осознанности - это обучение других. Как говориться пока объяснял уже и сам все понял. Но если вы-ребенок одержит победу над вы-взрослым, то вместо того чтобы выполнять упражнения, размышлять и может даже находить новые, подходящие именно для вас упражнения, вы-взрослый начнет оправдываться очень грамотно и очень тонко или признается, что не хватило выдержки. Вы-ребенок оправдывается более примитивно (так метать руки будут болеть и т.п.) и учит так же более примитивно (возьми так, сделай так, 1000 раз повтори, учись метать не думая).

  • 1
  • 2
Конструктор сайтов
Nethouse